5 ОТЛИЧНЫХ ОТЧЕТОВ, КОТОРЫЕ УВЕЛИЧАТ ВАШУ ПРИБЫЛЬ С ПЕРВОГО ДНЯ ПРИМЕНЕНИЯ.

Многие относятся к товарной аналитике и в принципе к отчетам как к «ненужным бантикам». Это оттого, что они не пробовали готовить их по нужным рецептам.

Я оставлю за скобками глобальные преимущества, которые дает бизнесу хорошая отчетность, и покажу пять простых примеров, как увеличить вашу прибыль, просто взглянув на цифры с нужного ракурса.
ПРИМЕР НОМЕР 1. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА.

С ростом ассортимента в какой-то момент пропадает ощущение, что вы знаете ваш товар «как облупленный», и это нормально. Нельзя держать в голове кучу факторов по каждому артикулу, но управлять ассортиментом все-таки надо.

Что, если я предложу вам такую систему:

Есть быстрый и легкий способ в обычном Excel автоматически разбить ваш ассортимент на кластеры по двум параметрам: насколько они хороши в выручке и в доходе.

В итоге товар будет разбит на 9 групп. Первая буква в названии группы – это кластер по выручке (А-хорошая выручка, В – средняя выручка, С – плохая выручка), а вторая буква – кластер по доходу (А – хороший доход, В – доход-середнячок, С –небольшой или отрицательный доход). Дальше управление строится по кластерам:

Кластер АА – это товары с отличной выручкой и прибылью. Ваши действия: заказываете достаточный запас и убираете из всех скидок и акций, они и так отлично себя продают. Профит: рост выручки и дохода за счет стабильного запаса, не сливаете маржу в промо.

Кластер АВ: отличная выручка и средненькая маржа. Ваши действия: точечно поднимаете маржу (если вы не связаны РРЦ от поставщика), заказываете достаточный запас. Профит: Рост дохода за счет маржи, рост выручки за счет стабильного запаса.

Группа ВА: неплохая выручка и высокая маржа. Ваши действия: делаете небольшие промо для повышения оборота, держите в достаточном запасе. Профит: если промо выстрелит, рост дохода и переход в группу АА.

И так далее по всем 9 кластерам – в зависимости от кластера подкручиваете наценку, запас, промо, что-то вообще устраняете из ассортимента. Согласитесь, так управлять намного приятнее, чем наощупь, а денежная выгода очевидна. Здесь изложена общая идея, статья с нюансами и видео выйдут на следующей неделе в блоге «Аналитика на пальцах», подписывайтесь, чтобы не пропустить. А самостоятельно делать такой отчет на данных вашего бизнеса учим в рамках первой ступени курса «Аналитика на пальцах».



ПРИМЕР НОМЕР 2. АНАЛИЗ МАРЖИНАЛЬНОСТИ КАНАЛОВ ДОСТАВКИ

Если у вас много вариантов доставки, может оказаться, что «не все йогурты одинаково полезны», и на некоторых каналах доставки вы зарабатываете существенно меньше. При этом часто в одном или нескольких регионах их легко заменить более высокомаржинальными. NB! Чем ниже ваш средний чек, тем важнее максимизировать прибыль от доставки, потому что эти дополнительные деньги могут существенно изменить маржинальность вашей деятельности в целом.

Поясню на пальцах:

Допустим, имеем два взаимозаменяемых способа доставки: способ А и способ Б (тут можете подставить свою курьерку, пункты самовывоза боксберри, СДЭК, фулфилмент). Для простоты предположим, что каналы равнозначны по удобству. Допустим, при доставке одного заказа способом А вы зарабатываете 100 рублей, а при доставке способом Б – 150 рублей. Вроде бы разница небольшая? На самом деле это зависит от вашего среднего чека.

При одном и том же годовом обороте наценке на товар (возьмем, например, оборот 20 млн и наценку 1.9), влияние «лишних» 50 рублей за доставку при среднем чеке заказа 15 000 рублей, 5 000 рублей и 1 000 рублей будет отличаться драматически.

В первом случае лишние 50 рублей увеличат в итоге общий доход за год всего на 0,69%, во втором – уже на 2%, а в третьем – на 8%, и это при равных годовом обороте и наценке! Просто в случае недорогого товара вклад этих 50 рублей в доход с одного заказа гораздо значительнее, чем в случае с дорогим товаром, и с этим нельзя не считаться.

Соответственно, убрав хотя бы точечно неэффективные каналы доставки, вы увеличиваете свой годовой доход «на ровном месте». О том, как правильно учесть все расходы и корректно составить расчет, завтра выйдет подробный урок в блоге «Аналитика на пальцах».

ПРИМЕР НОМЕР 3. НАСТРОИТЬ ОТЧЕТЫ ПО АЛЕРТАМ

Полезность отчетов по алертам сложно переоценить. Они строятся за пять минут, но при этом помогают сэкономить много денег, времени и нервов.

Сколько денег вы теряете на регулярных списаниях просроченных товаров? А если бы у вас был отчет, который раз в неделю выдает список артикулов, которые вы явно продать не успеете? И вы сразу загоняли бы эти артикулы в акции, например, для постоянных клиентов, или просто в спецпредложения? Польза: меньше потери денег, а в бизнес-процессе есть логика и структура.

Или, например, отчет предупреждал бы, что ваши хиты (из первого пункта про анализ ассортимента) через неделю закончатся? И вы бы сразу отправляли список «артикул-количество» поставщику на заказ? Польза: меньше потерь в выручке из-за дефицита товара.

Можно предупреждать об оверстоке сезонных товаров, об артикулах с большими возвратами, отрицательной маржой etc. Обновлять и анализировать их быстро, а научиться строить можно в рамках курса «Аналитика на пальцах», либо по статьям в блоге «аналитика на пальцах», подписывайтесь!

ПРИМЕРЫ НОМЕР 4 И НОМЕР 5. КАЧЕСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ РАСПРОДАЖ.

Распродажи делают все, но вот качественно спланировать, насколько уценить и в какой момент остановиться, могут немногие. Есть прекрасная штука, называется бюджет уценки – именно она гарантирует, что на выходе из распродажи вы останетесь довольны экономическим результатом. Очень важно научиться этот бюджет уценки рассчитывать и грамотно к распродажам применять.

Кстати, правильно оценить результаты распродажи тоже задача не всем по плечу – многие упускают из виду отложенное падение спроса и «эффект каннибализма». Суть в том, что во время и после сейла вы начинаете терять деньги из-за того, что подкосили продажи аналогичного неуцененного ассортимента, и в итоге экономический выхлоп от вашей распродажи существенно ниже, чем вы полагаете. В двух словах все нюансы не изложишь, но в блоге уже вышла серия статей на тему, как ПРАВИЛЬНО оценивать результат распродаж. Хорошая новость в том, что можно научиться эти эффекты правильно просчитывать, и использовать этот опыт в будущих распродажах, чтобы уменьшить потери в рядах «невинно убиенного товара».

Пост получился длинным, но, надеюсь, вам удалось дочитать до конца. Потому что в конце самое главное: Эти пять примеров оптимизации прибыли – лишь малая толика профита, который вам дает хорошая, умная аналитика. Чем раньше вы, как владелец бизнеса, поймете, что аналитика и отчеты – это инструмент, который помогает вам двигаться вперед и осознанно управлять ассортиментом, ценами и финансовыми результатами, тем быстрее вам удастся выйти на новый уровень оборота и доходности.

Цель проекта «Аналитика на пальцах» - провести вас за ручку в мир хорошей аналитики, дать суперсилу цифр и отчетности, которые до этого были доступны только большим компаниям с высокооплачиваемыми аналитиками.

Подписывайтесь на канал, читайте статьи, смотрите видео-уроки, присоединяйтесь к курсу и создавайте свою собственную удобную и полезную базу отчетности - при грамотном кураторстве это гораздо проще, чем кажется!

Больше статей и видео здесь:
Если хотите видеть их первым, подпишитесь на новостную рассылку (страница "контакты")